Неприсоединение

     Как отмечалось выше, Индия в 1966—1968 гг. пережила трудное время. Экономический кризис ограничивал и ее способность уверенно выступать с внешнеполитическими инициативами, и ее статус неприсоединения.

     Чтобы оказать Индии моральную поддержку, выразить солидарность и обеспечить продолжение ранее принятого внешнеполитического курса, Тито и Насер организовали встречу с новым индийским премьер-министром вскоре после того, как она вступила на этот пост. Индира Ганди посетила АРЕ и Югославию в июле 1966 г., а в октябре того же года в Дели состоялась третья конференция руководителей трех стран. В выступлениях на ее открытии и в заключительном коммюнике нашла отражение обеспокоенность по поводу давления, оказываемого на молодые освободившиеся государства, постоянных проявлений различных форм империализма и неоколониализма, угрозы международному миру, создаваемой грубым вмешательством во внутренние дела независимых государств и использованием экономической и финансовой помощи в качестве орудия нажима. Цель Движения неприсоединения заключалась в укреплении международного мира не посредством деления мира на блоки, а путем расширения свободы, независимости и сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды. Конференция выразила глубокую озабоченность опасной обстановкой в Юго-Восточной Азии и страданиями вьетнамского народа, потребовала прекращения бомбардировок Северного Вьетнама и призвала выполнить женевские соглашения и вывести все иностранные войска из Вьетнама, а также обеспечить участие Фронта национального освобождения Южного Вьетнама во всех усилиях, направленных на установление мира во Вьетнаме.

     Для Индии, страдавшей от засухи и нехватки продовольствия и обратившейся за продовольственной помощью к США, в то время это была смелая позиция, ибо она наверняка вызывала недовольство президента Джонсона и американской администрации, которая особенно чувствительно относилась ко всему, что было связано с Вьетнамом. Повторные упоминания оценки империализма и неоколониализма не могли не восприниматься как заявления, имеющие антизападную окраску. Однако они демонстрировали лишь решимость индийского правительства оставаться верным внешнеполитическому курсу независимой Индии и как можно скорее обеспечить себя необходимыми рычагами для противодействия давлению, несмотря на зависимость от иностранной помощи, необходимой для преодоления экономического кризиса.

     О неблагоприятном и трудном внутреннем положении говорилось выше. Нехватка продовольствия и иностранной валюты отрицательно влияла и на международное положение страны. В беседе с автором этой книги 19 марта 1979 г. И. Ганди говорила, что администрация США, публично заверяя тогда, что она делает все возможное, чтобы помочь Индии, всячески тянула с предоставлением продовольственной помощи, чтобы заставить Индию изменить свою внешнюю политику, особенно ее дружественные связи с Москвой. Такое поведение США лишь укрепило решимость Индии как можно скорее достигнуть самообеспечения в производстве продовольствия, преодолеть экономический кризис, даже будучи вынужденной идти на уступки, и следовать гибкой  политике, чтобы получить иностранную помощь в очень тяжелой обстановке.

     Постепенно в последующие два года экономическое и политическое положение Индии стабилизировалось, что неизбежно нашло отражение в более уверенной и активной внешнеполитической позиции. Изменилась внутриполитическая обстановка и вследствие раскола партии Индийский национальный конгресс в августе 1969 г. Раскол произошел между старой гвардией, политическими боссами, которых стали называть «синдикатом», и Индирой Ганди с ее в целом более молодыми и прогрессивными последователями (хотя вовсе не все,кто ее поддерживал, были молоды и прогрессивны). За расколом последовала национализация индийских банков и отмена «частного кошелька» и других княжеских привилегий. Раскол имел и более далеко идущие последствия. Считалось, что И. Ганди решила проводить левый курс, курс на социально-экономические преобразования. Но как бы то ни было, ее победа положила начало процессу политической консолидации власти, что придало новую энергию и силу внешней политике. Советский Союз приветствовал политические перемены в Индии, а Запад отнесся к ним прохладно.

     Не случайно (и это следует отметить), что после провозглашения Индией независимости все периоды активного проведения в жизнь индийской внешней политики сопровождались резкой неблагоприятной реакцией Запада и даже ухудшением отношений с ним, в то время как на периоды внешнеполитической пассивности и спокойствия приходилось улучшение отношений Индии с Западом. Индия решительно высказывалась по вопросам, затрагивавшим жизненные интересы ее самой или других молодых независимых государств, в то время как Запад, как правило, занимал противоположную позицию. Эта активизация внешней политики совпадала также с периодом значительного укрепления внутреннего положения и оживления экономики.

Экономическое и политическое возрождение периода 1967—1971 гг. снова привело к активизации внешней политики, решительно отстаивавшей интересы Индии и развивающегося мира в целом. Об основных сторонах и проблемах внешнеполитического курса И. Ганди говорила в речи на семинаре по вопросам внешней политики в августе 1970 г. Она отметила, что внешняя политика страны строится на историческом и географическом фундаменте. «Мы видим мир с той территории, где находимся. Другие страны видят мир со своей территории». Глубокий интерес Индии к борьбе афро-азиатского сообщества и ее озабоченность тем, что происходит в ряде стран (например, Китае и Пакистане), уходят корнями в историю и географию. Борьба Индии за собственное освобождение определила ее поддержку освободительной борьбы в других странах. Объединение Индии с группой афро-азиатских стран не превращает их мгновенно в сильных, но, как указывала И. Ганди, «другого пути усиления их тоже нет. У нас общие проблемы, общие трудности,  общие опасности».

     В то же время для успешного решения стоящих перед ней проблем Индия должна стоять на собственных ногах, «обеспечивая стабильность внутри страны и экономический прогресс». Индира Ганди говорила: «Мы считаем, что добьемся экономического прогресса, только если пойдем по определенному экономическому пути, пути социализма, с помощью которого наш народ добьется социальной справедливости». К этой социальной справедливости Индия стремится и в настоящее время. Существование богатых и бедных стран рождает напряженность. Она проявляется не только в отношениях между богатыми и бедными странами, но и между самими богатыми странами, потому что они стремятся поставить под свой контроль развивающиеся страны или оказывать на них влияние. Из-за этого вспыхивало большинство войн в прошлом, и в этом причина той большой напряженности, которая налицо сейчас, считала Индира Ганди. Однако политика Индии — это политика примирения и переговоров, путь, следовать которому пытаются теперь многие страны.

     Дружба со всеми государствами всегда оставалась целью внешней политики Индии. Она была направлена на укрепление существующих уз дружбы, замену безразличия дружественностью и ослабление враждебности, если она существовала. И. Ганди отмечала, что Индия поддерживала тогда отношения дружбы с Соединенными Штатами и СССР, а также со многими другими странами. «Нам помогают многие из этих стран, и мы стараемся ни от кого из них не зависеть. Мы старались разнообразить даже закупки товаров первой необходимости у различных стран и в то же время стремились стать самообеспечивающимися. В сегодняшнем мире никто не может быть полностью независимым. Мы живем в век взаимозависимости. Но для того, чтобы взаимозависимость имела смысл, мы «должны обеспечить свою свободу». В противном случае это будет не взаимозависимость, а «форма вторжения колониализма»,— говорила она.

 image
Возросший экономический потенциал Ирана