Обстановка

     Основные направления индийской внешней политики и характер взаимоотношений страны с США уже были освещены в предыдущей главе, и подробное рассмотрение более раннего периода не входит в задачи данного исследования. Поэтому здесь основное внимание будет Уделено периоду 1966—1976 гг. Взаимоотношения Индии с ее тремя соседями — Пакистаном, Китаем и в особенности с Советским Союзом, а также основные принципы ее политики в Азии и Африке в целом, несомненно, влияли на индийско-американские отношения. Выше уже говорилось об обстановке, сложившейся после конфликта с Китаем и последовавшего за ним экономического кризиса, о годах засухи и наводнений, инфляции, серьезных валютных трудностей и влиянии всего этого на отношения с США.

      Конфликт с Китаем внес новый элемент в индийско-американские отношения. Если раньше Китай способствовал углублению и расширению пропасти между Индией и США, враждебность Китая породила в Индии новые настроения и, возможно, новые нереальные надежды. В Индии впервые стали раздаваться голоса, настаивавшие на союзе с Соединенными Штатами против Китая и на радикальном пересмотре политики неприсоединения, которую теперь истолковывали, перевертывая то, что было сказано Неру после начала военных действий с Китаем, как результат «пребывания в нереальном, созданном нами самими мире». Выражалась надежда н~ большую американскую помощь, как военную, так и экономическую.

     Возможно, что и в самих Соединенных Штатах также предполагали, что «век наивных представлений» Индии о международном коммунизме кончился и что она теперь сможет встать во главе антикитайского и антикоммунистического союза. Но Вашингтон не собирался оказывать значительную помощь ни укреплению оборонной мощи Индии, ни ее экономике, на что многие в Индии возлагали надежды. «Розовое» представление об индийско-американских отношениях быстро исчезло. Ограниченные размеры американской помощи, растущее понимание того, что за нее надо платить отказом от неприсоединения, значение советского фактора и ценной советской помощи, проблема Пакистана и возрастающие симпатии Запада к Исламабаду — все это препятствовало развитию отношений с Вашингтоном.

     Однако конфликт с Китаем еще много лет продолжал влиять на внешнюю политику Индии и способствовал сохранению довольно тесных отношений с Соединенными Штатами. За пограничной войной с Китаем последовала война с Пакистаном, разразившаяся в сентябре 1965 г. В этой войне США сохранили нейтралитет и будто бы отклонили просьбу президента Пакистана Айюб-хана о помощи. Сообщалось также, что Вашингтон якобы неофициально предупредил Китай против невмешательства в индийско-пакистанскую войну . Ранее уже отмечалось, что за этими конфликтами последовал тяжелый экономический кризис, усугублявшийся засухой, усилением инфляции и резким сокращением валютных резервов, что значительно увеличило зависимость Индии от США. Опустевшая «корзина с хлебом» и удлинившаяся тень голода требовали значительного импорта продовольствия из этой страны.

     Индира Ганди, став премьер-министром в январе 1966 г., безусловно, понимала, что необходимо уделить должное внимание этим проблемам и поддерживать дружбу с США. Еще в декабре 1965 г. было заключено первое соглашение об ускорении поставок продовольствия на основе закона ПЛ-480 (от 30 сентября 1964 г.). Спустя менее чем полгода США обязались поставить около 8 млн. т продовольственного зерна, чтобы восполнить образовавшуюся значительную нехватку.

     К концу 1967 г. Индия ввезла из США более 6 млн. т зерна и, кроме того, 652 783 т удобрений в 1967 г., 458 482 — в 1968 г. и 197 522 т в 1969 г. Помимо продовольственной, Индия получила и значительную другую иностранную помощь, хотя ее общий объем в сравнении с внутренними потребностями и капиталовложениями выглядел незначительно.

     В обзоре министерства финансов Индии, опубликованном 1 мая 1966 г., сообщалось, что на конец декабря 1965 г. Индия подписала соглашения об иностранных займах на сумму 38 240 млн. рупий. В счет этих займов к концу 1965 г. были размещены заказы на оборудование на сумму 32 130 млн. рупий, а израсходовано было 26 580 млн.

     Пока что наибольший объем помощи поступил от Соединенных Штатов — 12 150 млн. рупий. Второе место в оказании помощи принадлежало Советскому Союзу — 4840 млн. рупий. На третьем месте стояли ФРГ — 4451 млн. рупий, на четвертом — Великобритания — 3450 млн. рупий. Из других стран на долю Японии приходилось 1730 млн., Чехословакии — 630 млн., Италии— 810 млн., Франции — 570 млн., Канады — 450 млн., Польши — 400 млн., Голландии — 220 млн. и Югославии — 210 млн. рупий. По другим данным, Индия к 1964 г. получила от Соединенных Штатов помощь для экономического развития на сумму 16 025 млн. рупий, из которых 6482 млн.— в виде субсидий, 8294 млн.— в виде займов, выплачиваемых в долларах, и 11 243 млн. рупий, выплачиваемых в местной валюте. Таким образом, лишь 32% американской помощи возвращалось в иностранной валюте, причем она в основном предоставлялась под низкий процент на срок 40 лет. Однако накопление огромных рупиевых сумм на текущем счету США создало щекотливое положение, для урегулирования которого потребовались многолетние дипломатические переговоры.

     В абсолютном выражении иностранная помощь по сравнению с мобилизацией внутренних ресурсов и капиталовложений была незначительной и составляла, как отметила в одном из своих выступлений в Вашингтоне Индира Ганди, всего ‘/г, общего объема капиталовложений, но она играла важнейшую роль и Индия не могла без нее обойтись. Сама И. Ганди назвала ее «решающей одной пятой, катализатором» !. Хорошо известно также, что средства, полученные от США, направлялись в основном в сельское хозяйство, транспорт, связь, добычу сырья и минералов. Для создания базы тяжелой промышленности Индии пришлось обратиться за помощью к Советскому Союзу. Тем не менее помощь США играла важную роль в ликвидации большой нехватки продовольствия и предотвращении массового голода.

image
Рост числа последователей