Пакистан: центр внимания

     И снова перед индийским руководством возникла проблема американо-пакистанского союза и отношений с Китаем. В то самое время когда Киссинджер заверял Индию в том, что происходит коренной пересмотр отношения США к Южной Азии, расчищался путь для возобновления военных поставок Пакистану под тем предлогом, что соотношение сил между ним и Индией весьма неблагоприятно для Пакистана. 24 февраля 1975 г. в Вашингтоне было официально объявлено, что США отменяют эмбарго на экспорт военной техники в эти две страны и будут проводить политику продажи оружия за наличные деньги. Раньше такой порядок касался только «несмертоносного» оружия, а теперь его распространили на все виды воооружений.

     Представитель государственного департамента подчеркнул коммерческий характер новой установки, которой следовали и другие страны, а также тот факт, что каждая просьба будет рассматриваться индивидуально. Он также отрицал наличие у Вашингтона намерения дать толчок новой гонке вооружений в регионе . Фактическую причину этого решения выдал сам Киссинджер. Он обвинил Индию в том, что она не проявляет сдержанности, приобретая «ежегодно оружия почти на миллиард долларов», а также в том, что именно она вынуждает США вмешаться и помочь Пакистану «морально, политически и символически», увеличив поставки оружия этой стране.

     Однако в глазах Индии это было повторением старого. Оружие формально должно было быть оплачено, но по такой цене, что фактически оно приобреталось за бесценок. Его можно было также передавать через третьи страны. Индию не успокаивало и то, что это решение США было объявлено после визита туда Бхутто в первой неделе февраля 1975 г. Премьер-министр Индира Ганди откликнулась на это решение весьма резко и заявила в Совете штатов, что действия США равносильны «вскрытию старых ран», что они мешают процессу залечивания и нормализации отношений между Индией и Пакистаном. Она также сказала, что «абсолютно неубедительно звучит аргумент, будто Пакистану следует поставлять оружие потому, что Индия создает свою самостоятельную оборонную промышленность»  .

     Посол Индии в США Т. Н. Кауль ранее убеждал Америку, что страны субконтинента следует «оставить в покое», дав им возможность самим решать существующие У них проблемы, без иностранного вмешательства. Индия проявила гибкость, сказал он, и способность жить как единая нация. Индия никогда не отказывалась от уплаты своих долгов другим государствам. Единственное, чего хочет Индия, это чтобы субконтинент мог спокойно выполнять симлское соглашение, предусматривающее урегулирование разногласий на двусторонней и мирной основе, без вмешательства извне.

     По мнению Индии, как отметила И. Ганди на конференции Содружества в Кингстоне 30 апреля 1975 г., Америка проявила недостаточное понимание послеколониального национализма. Важно не количество оружия (поставляемого Пакистану), а то, что Америка продолжает ошибочно считать, будто такие сделки способствуют стабильности в регионе. Премьер-министр подчеркнула, что она не согласна с тем, что последние события в мире побудили США вновь обратиться к изоляционизму. В американской политике слишком глубоко укоренилась концепция глобальной ответственности США. Их склонность оказывать давление в пользу неприемлемых режимов ничуть не ослабла. Во многих районах мира возникают новые военные базы.

     Дальнейшее осложнение индийско-американских отношений произошло в результате введения в Индии чрезвычайного положения и реакции США на него. Общественное мнение в США, как и во многих других западных странах, отнеслось к нему резко враждебно и критически. На одной неофициальной пресс-конференции президент США Джералд Форд сделал необычное заявление, сказав, что «очень печально, что 600 млн. человек потеряли то, чем владели, насколько я помню, с середины 40-х годов. Я считаю это весьма прискорбным и надеюсь, что со временем произойдет восстановление демократических процессов, известных нам в США». При этом он добавил, что из-за занятости он в 1975 г. не посетит Индию. Высказывания Форда не только носили из ряда вон выходящий характер, но и не могли не вызвать недоумения в Дели. Очевидно, отражая недовольство правительства Индии, представитель индийского министерства иностранных дел выразил в связи с замечаниями Форда удивление по поводу того, что он взял на себя смелость высказываться по вопросам внутренней жизни дружественной страны без достаточного понимания происходящего. Есть много сторон внутренней политики Америки, добавил он, по которым можно было бы выступить с замечаниями, включая гражданские свободы и чрезвычайные полномочия, к которым прибегает исполнительная власть при определенных обстоятельствах, но общепринятые нормы и правила вежливости в международных отношениях не допускают официальных высказываний других государств.

     И. Ганди в выступлении на сессии Индийского национального конгресса в Чандигархе в конце года обвинила США в откровенно лицемерной заботе о будущем демократии в Индии, проявленной после сотрудничества со всеми диктаторскими режимами Азии. У нее сложилось впечатление, что Запад никогда не относился особенно дружелюбно к Индии и что ему не очень-то нравится независимая позиция Индии в международных делах и ее растущая сила.

     Улучшению отношений с США эта новая напряженность не способствовала. Но тем не менее обе страны продолжали усилия, направленные на устранение неблагоприятных факторов и подтверждающие мнение автора этих строк, что, несмотря на существующую напряженность, недовольство и неудовлетворенность, Индия всегда старалась предотвратить излишнее обострение и стремилась поддерживать или восстанавливать приемлемые отношения. Посол Индии Т. Н. Кауль встретился с помощниками Киссинджера, чтобы возобновить диалог. На начало октября намечалось заседание индийско-американской комиссии в Вашингтоне с участием министра иностранных дел Индии и государственного секретаря США. По возвращении с конференции неприсоединившихся стран в Лиме индийский министр иностранных дел Я. Б. Чаван выразил надежду на то, что в Америке состоится полезный обмен мнениями, так как полагал, что обе стороны стремятся улучшить отношения и что переговоры охватят широкий круг вопросов.

     На первом заседании индийско-американской комиссии рассматривалась в основном проблема расширения экономического, научного и культурного сотрудничества, и главное внимание уделялось тому, чтобы, как выразился Киссинджер, оградить эти вопросы от «преходящих проявлений страстей». Без роста экономических связей нельзя установить и поддерживать прочные политические отношения, заявил Чаван в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне 6 декабря и добавил, что правовое оформление отношений между двумя странами оказалось весьма плодотворным. Если различные идеи, выдвинутые в последний год, сказал он, будут воплощены в жизнь, совместная комиссия сумеет положить начало новой эре в отношениях между двумя странами, открыть двери для нового подхода, лучшего, чем подход, опирающийся на «узкие отношения помощи». Несмотря на подъемы и спады, утверждал Чаван, между двумя странами не переставала существовать преемственность дружбы. Он назвал индийскую политику «ярко выраженной националистической и полностью независимой».

     Индийско-американские отношения в какой-то степени нормализовались. Их улучшения явно хотели обе стороны. И хотя проблемы не были преходящими и простыми, благодаря сознательным усилиям было восстановлено более приемлемое равновесие.

     Процесс улучшения отношений с Вашингтоном начался еще до того, как И. Ганди потерпела поражение на выборах в марте 1977 г., в результате чего она и ее правительство оказались не у власти. Правительство Джаната парти провозгласило политику «подлинного неприсоединения» и поговаривало о том, что пойдет на улучшение отношений с США и на переоценку, если она окажется необходимой, отношений с Москвой. Президент Картер посетил Индию и высоко отозвался о ее приверженности делу демократии и прав человека. Но в основных направлениях индийской внешней политики мало что изменилось. Во всяком случае, еще до того, как мог бы быть разработан новый курс, правительство Джаната парти перестало существовать, и в январе 1980 г. И. Ганди снова пришла к власти в условиях опасного и сложного международного положения, особенно в соседних с Индией районах земного шара.

image
Состояние фенологических наблюдений в Башкирии