События в Восточной Бенгалии: важный разделяющий фактор

     Вопрос о поддержке Пакистана США и их помощи в создании его огромной военной машины вновь встал на повестку дня, когда стало известно, что Вашингтон собирается возобновить военные поставки Пакистану. Предполагалось сразу же поставить ему 100 танков М-47 через Турцию. Такой шаг не мог не вызвать озабоченности у Индии. Как указывал один авторитетный источник в Дели, вооруженные силы Пакистана равнялись половине индийских вооруженных сил. Его бронетанковые войска уже могли тягаться с этим родом войск в Индии, и дополнительное оснащение их танками М-47 обеспечило бы им преимущество над индийскими .

     2 ноября 1968 г. министр обороны Индии Сваран Сингх сообщил в Совете штатов о том, что уже достигнута в принципе договоренность о передаче Турцией Пакистану 100 танков «Паттон», взамен которых она получит от США более современные танки. Он сказал, что Индия обратила внимание этих стран на серьезные последствия, которые может иметь эта сделка как для обороны Индии, так и для мира на субконтиненте, а также заявил, что такие военные поставки повлияют в худшую сторону на позицию Пакистана в вопросе о нормализации отношений с Индией ».

     7  октября 1970 г. правительство США официально объявило о решении возобновить поставки смертоносного оружия, включая бомбардировщики В-57 и самолеты-перехватчики. Посол США в Индии Китинг устроил пресс-конференцию, чтобы разъяснить, что целью «ограниченных» поставок оружия является сокращение зависимости Пакистана от Китая и России . Индия заявила протест и отвергла объяснение Вашингтона, но это ни к чему не привело.

      Для нее создалось трудное положение, поскольку все три крупные державы — США, СССР и Китай — предлагали Пакистану оружие. Правда, советские поставки были весьма скромными, но из США в Пакистан еще раньше поступила военная помощь на миллиарды долларов, а теперь Китай, во всяком случае начиная с 1965 г., поставлял ему весьма значительные количества вооружений фактически бесплатно. Такое положение не могло не тревожить Дели, и Индии прежде всего было необходимо убедить Советский Союз воздержаться от таких поставок. От Вашингтона она не могла многого добиться; довод, будто эти поставки ослабят советское и китайское влияния в Пакистане, даже на первый взгляд не мог показаться Индии серьезным. Советское «влияние» в Пакистане, в то время совсем незначительное, возможно, и было бы несколько ослаблено, но действия Вашингтона никак не повлияли бы отрицательно на отношения Пакистана с Китаем. Тем более что Вашингтон сам начинал прибегать к посредничеству Исламабада для ведения секретного диалога с Пекином.

     В Южной Азии складывалась новая обстановка. Наметилось укрепление взаимоотношений между США, Китаем и Пакистаном, в то же время в Восточной Бенгалии росло сопротивление господству Западного Пенджаба. Все это способствовало значительному сближению Советского Союза и Индии, установлению между ними новых отношений доверия, понимания и совпадения взаимных интересов. События в Бангладеш привели к новому кризису в индийско-американских отношениях. Он произошел в период, когда американская администрация стала следовать курсу на создание в Азии нового соотношения сил, причем в основу этой стратегической концепции были положены взаимоотношения с Китаем. Прежнее соотношение сил в Азии, сложившееся в результате американской политики в отношении Тайваня, Южной Кореи, Южного Вьетнама и Таиланда, переставало существовать, и эта политика оказалась дискредитированной в глазах большинства ведущих стран Азии. В Вашингтоне надеялись, что новая обстановка, создающаяся благодаря альянсу США — Китай — Пакистан, окажется более приемлемой для Азии и даст США возможность стать там господствующей силой.

image
Наблюдения в 1955 и 1956 гг.