Возникновение разногласий

     В рассматриваемый период прилагались большие усилия к сближению политики Индии и США. Но трения уже давали себя чувствовать не только во время визита И. Ганди в Вашингтон в 1966 г. Первые переговоры по двусторонним отношениям и международным делам состоялись в июле 1968 г. Делегацию США возглавлял заместитель государственного секретаря США Катценбах. Переговоры происходили в условиях изменяющейся международной и внутриполитической обстановки в обеих странах. Американцы все больше втягивались в войну во Вьетнаме и их беспокоила реакция на нее внутри страны. По мере усложнений внутриполитической обстановки и возникновения финансовых трудностей помощь другим государствам теряла свою популярность, и в конгрессе США резко возрастало нежелание ее предоставлять.

     Тем не менее предполагалось, что посол США в Индии Честер Боулс настаивал на проведении переговоров, так как считал, что занятость войной во Вьетнаме привела к игнорированию Индии в критический для ее политического и экономического развития период. «Катценбах был наиболее высокопоставленным американцем, посетившим Индию после визита в Дели вице-президента Хьюберта Хэмфри во время поездки по Азии два с половиной года назад,— заявил один американский журналист, сославшись на влиятельного американского специалиста.— Впервые за 15 лет высокопоставленная американская делегация прибыла в Дели, не предлагая Индии решить кашмирский вопрос».

     Совместное коммюнике о результатах переговоров содержало формулировки общего характера, в нем не упоминались конкретные вопросы, а говорилось лишь о договоренности продолжить двусторонние дискуссии. Но полагали, что во время переговоров, помимо перспектив двусторонней помощи, обсуждались китайско-американские и американо-советские отношения  (ведь в делегацию Катценбаха входили специалисты и по Китаю и по СССР), а также общая обстановка в Азии, которая сложится после окончания вьетнамской войны. На пресс-конференции Катценбаху задали вопрос об отношении США к предполагаемой продаже советского оружия Пакистану. Он ответил, что это не меняет американской политики контроля над поставками вооружений на субконтинент, сформулированной в 1965 г. Пока что после 1965 г. третьи страны не поставляли Пакистану американского или созданного по американским лицензиям оружия, сказал он. Что же касается влияния этого американского закона на экономическую помощь конфликтующим развивающимся странам, то она будет сокращаться на сумму, израсходованную получающей ее страной на приобретение современного оружия. При этом, однако, он поспешил добавить, что помощь Индии не была сокращена.

     Существование разногласий между двумя странами подтвердил первый заместитель министра иностранных дел Индии Б. Р. Бхагат в выступлении в парламенте, но в чем они заключались, он не уточнил. Бхагат сообщил, что по многим обсуждавшимся вопросам стороны придерживались различных взглядов, но отказался раскрыть существо разногласий.

     Не требуется слишком большого воображения, чтобы установить по каким проблемам существовали разногласия, хотя правительство Индии и не хотело публично это признавать. США и Индия не могли прийти к единой точке зрения по четырем вопросам, касающимся положения на субконтиненте. Речь шла не только о предполагаемых поставках советского оружия Пакистану и об определенной степени совпадения в то время подходов двух сверхдержав к этой проблеме, но и в весьма беспокоившей Индию возможности возобновления американских военных поставок Пакистану. Не совпадали позиции двух стран и по проблемам Западной Азии и Вьетнама.

     Индии приходилось учитывать, что США в предшествующий период оказывали значительную помощь Пакистану в создании его военной мощи; за этим последовали значительные военные поставки Китая и советское предложение предоставить Пакистану ограниченное количество оружия. В дополнение к этому вновь возникла угроза возобновления военных поставок этой стране Соединенными Штатами непосредственно, либо через посредников, или под какой-либо безвредной вывеской. Министр обороны США Макнамара 1 февраля 1968 г. заявил в сенатской комиссии по вооруженным силам, что политика США в отношении субконтинента заключается в том, чтобы откликаться на просьбы о поставке запасных частей ко всей ранее предоставленной американской технике, причем целесообразность удовлетворения таких просьб должна решаться в каждом отдельном случае, но заверил, что смертоносное оружие не продается ни одной из стран субконтинента.

     Макнамара сообщил, что в прошлом Китай поставил Пакистану большое количество стрелкового оружия, автомашин, танков, артиллерии и истребителей, но сейчас снабжает его только запасными частями. Интересна характеристика целей Китая, данная Макнамарой. По его мнению, они заключались в том, чтобы стать на субконтиненте крупнейшей по влиянию силой, использовать разногласия между Индией и Пакистаном в своих интересах и либо помешать превращению Индии в сильную державу, либо замедлить этот процесс и свести к минимуму влияние США и Советского Союза |. Многих индийцев удивило следующее: если такова была действительная точка зрения администрации США, почему ее дела расходились со словами и почему она поощряла подобную игру, оказывая помощь Пакистану и по-своему обосновывая эту помощь. В Индии опасались того, что под видом запасных частей в Исламабад попадет американское оружие, что может явиться прелюдией к возобновлению его продажи. Конечно, в последующий период цель Китая, упомянутая Макнамарой последней, была изменена, и его задачей  стало  вытеснение  советского  влияния.  Однако сохранение американского влияния  и  новые  потребности, вызванные к жизни ослаблением напряженности в отношениях между США и Китаем, привели к изменению отношения США к Индии и полной переоценке в США места и роли Китая в Азии.

     В настроениях общественного мнения в США  происходили серьезные изменения, вызванные главным образом поражением во Вьетнаме, а частично и сдвигами в международной обстановке, в том числе ухудшением советско-китайских отношений, полное значение которого только тогда американцы начали постепенно понимать. Когда администрация Джонсона закачалась под тяжестью поражения во Вьетнаме, она учитывала меняющуюся ситуацию и прилагала усилия, чтобы разработать концепции, которые помогли бы ей справиться с ней. Это порождало в Индии надежду на установление более значимых индийско-американских отношений, однако различия в подходах обеих стран по-прежнему оставались серьезными и ощутимыми.

     В ноябре 1968 г. на смену администрации Джонсона пришла администрация Никсона. Ричард Никсон, убежденный и некогда воинствующий противник коммунизма, также учитывал происходившие изменения и значение советско-китайского конфликта. Он изложил свои взгляды в статье в «Форин афферс» (Нью-Йорк) в октябре 1967 г., в которой говорил о меньшем вмешательстве США в будущем в региональные конфликты и о необходимости предоставить азиатам возможность самим решать свои проблемы и споры.

image
Реакционный курс во внешней политике Венгрии